с. Прасковея, пос. Сельхозтехникума, Ставропольский край

О практическом обучении

07 ноября 2017

На сегодняшний день особенно остро стоит проблема профессионального образования – это наиболее актуальная проблема, которая не просто ждет, а требует скорейшего решения. В чем же она заключается? Ведь  современное профессиональное образование – это, прежде всего, базовое образование, позволяющее молодому специалисту среднего звена сравнительно легко адаптироваться в реальной производственной обстановке. Став на крепкую платформу знаний, т.е. овладев соответствующими профессиональными компетенциями, он должен найти на рынке труда более квалифицированную работу и улучшить свои жизненные позиции. Следовательно, выпускник СПО, по умолчанию, уже имеет  опыт практической деятельности и это красноречиво подтверждают      ФГОС СПО,  включающие в образовательные программы и учебные планы производственную (профессиональную) практику. На первый взгляд, кажется, что  все учтено, и не должно быть серьезных  проблем, однако, в действительности, перед молодым специалистом вне стен учебного заведения встает много вопросов. Получая во время учебного процесса базовые знания, студент не  приобретает (к великому сожалению), необходимых практических умений и опыта в той мере, в какой они  должны соответствовать требованиям ФГОС. На мой взгляд, на это есть следующие     объективные причины:

  1. Отсутствие требуемых баз практик  (в нашем регионе);   
  2. Нежелание частных предпринимателей принимать студентов-практикантов и, соответственно, работать с ними, уделяя внимание и время;
  3. Элементарная незаинтересованность руководства;  
  4. Невозможность самостоятельно устроиться по профилю выбранной специальности.

 Мне могут возразить, что много рабочих мест, а практиканты просто не хотят работать! Я со всей ответственностью говорю: нет, это не так! Мой немаленький (более 35 лет), опыт работы на производстве и преподавательской деятельности приводит другие примеры и позволяет сказать следующее:   студенты-практиканты и молодые специалисты хотят работать и хорошо работают, если их  активно привлекают к производственному процессу. А наши недальновидные предприниматели не думает о завтрашнем дне, а значит и не готовят себе достойную, грамотную смену компетентных специалистов АПК.

            В отечественной практике Советского Союза существовала эффективная система сотрудничества учебных заведений с профильными предприятиями – базами практик. От предприятия – работодателя назначался руководитель из числа ИТР, к которому студент – практикант мог обратиться по любому, интересующему его  вопросу. Безусловно, эта должность оплачивалась, а практиканты находились под надежной, квалифицированной и  ответственной защитой. Производственная практика проходила интересно и познавательно; руководитель от предприятия не только  нес ответственность за практическую деятельность своих подопечных, но и помогал в оформлении дневников и отчетов, обеспечивая их необходимой документацией.   Поэтому, когда говорят о качественно новом подходе к профессиональной подготовке квалифи-цированных специалистов, я во весь голос говорю – верните то, что было так варварски и цинично разрушено!

         Сегодня, что  необходимо на государственном уровне законодательно обязать руководителей государственных, муниципальных и частных предприятий продуктивно сотрудничать с учебными заведениями, предоставляя им возможность для прохождения практики под руководством ведущего специалиста. На мой взгляд,   учебный процесс должен быть   интегрирован в производственный, и это стало бы нормой, которую бы подтвердили  соответствующие нормативно-правовые акты.  

Завершением   хотелось бы еще раз сделать акцент на необходимости тесного и плодотворного сотрудничества социальных партнеров с учреждением СПО.